Храм Артемиды в Эфесе

Храм Артеми́ды в Эфе́се, или Артемисион (греч. Ἀρτεμίσιονтур. Artemis Tapınağı), известный также как Храм Диа́ны — одно из Семи чудес античного мира, греческий храм, посвящённый местному культу богини Артемиды[⇨] (соответствует римской богине Диане). Находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время — город Сельчук на юге провинции ИзмирТурция).
Храм пережил несколько жизненных циклов. Самая ранняя версия храма (теменос) датируется ещё бронзовым веком. Александрийский учёный и поэт Каллимах в своём «Гимне Артемиде» приписывал его сооружение амазонкам. В VII веке до нашей эры этот храм был разрушен наводнением[⇨]. Затем около 550 года до н. э. началась реконструкция, а фактически — сооружение нового, куда большего по размерам храма, которое вёл знаменитый зодчий Херсифрон вместе с сыном Метагеном[⇨]. Строительство этого храма длилось около двух веков и было завершено около 380 года до н. э. архитекторами Деметрием и Пеонием[3]. В 356 году до н. э. храм был сожжён Геростратом, но через некоторое время восстановлен. Последняя версия храма[⇨], на восстановление которого выделил средства Александр Македонский, описана в труде Антипатра Сидонского[en] «Семь чудес света»:
Я увидел стену возвышенного Вавилона, по которой идет дорога для колесниц, и статую Зевса у Алфея, и висячие сады, и колосса Родосского, и огромный труд высоких пирамид, и обширную гробницу Мавсола; но когда я увидел дом Артемиды, который поднялся к облакам, эти другие чудеса потеряли свой блеск, и я сказал: "Вот, кроме Олимпа, Солнце нигде не выглядело так великолепно.
— [4]
В IV веке н. э. храм был закрыт в связи с провозглашением христианства государственной религией Римской империи и разрушен[5]. В настоящее время на этом месте сохранились только фрагменты последнего храма.

Культ Артемиды у древних греков[править | править код]

См. также: Артемида

Многогрудая Артемида Эфесская, I век н. э., Эфесский археологический музей
Артемида в древнегреческой мифологии была вечно юной богиней охоты, плодородия, женского целомудрия, покровительницей всего живого на Земле, дающей счастье в браке и помощь при родах, позднее — богиней Луны (её брат Аполлон был олицетворением Солнца). У Гомера — образ девичьей стройности, покровительница охоты[6]. В шестой день третьего (Боедромиона) месяца греки проводили жертвоприношение Артемиде Агротере[7][8].
Святыни Артемиды, посвящённые ей храмы и фестивали («Артемизии») проходили по всему греческому миру. Особой известностью пользовались эфесские Артемизии. Во времена Древней Греции, и позже, при римском правлении, эфесские Артемизии превращались в важнейшее событие панэллинских фестивалей и стали частью греческой политической и культурной самобытности. Помимо всего остального, эти фестивали были хорошей возможностью для не состоявших в браке найти себе пару. Артемизии включали всевозможные игры, конкурсы, театрализованные представления во имя богини. Плиний Старший описывает Артемизии в своём труде «Естественная история», празднества запечатлел на своих картинах художник Апеллес, друг Александа Македонского[9]. В эпоху Римской империи император Коммод (177—192 гг. н. э.) поощрял Артемизии и дал своё имя фестивальным играм[10].

Особенности культа Артемиды в Эфесе[править | править код]


Многогрудая Артемида. Гравюра XVIII века, изображающая римскую реплику древнегреческого ксоана.
Культ Артемиды в Эфесе возводится к временам полумифического Андрокла и имел некоторые отличительные черты. В Эфесе богиню, которую греки связывали с Артемидой, почитали в виде архаичного, доэллинского идола — ксоана[11], которое было вырезано из дерева и украшено драгоценностями. Черты этого идола имеют мало сходства с древнегреческими божествами и более похожи на ближневосточные и египетские божества. Тело и ноги эфесского идола заключены в сужающуюся столбообразную фигуру[en]. На монетах, чеканившихся в Эфесе, богиня изображена в настенной короне[en] — атрибуте богини Кибелы как защитницы городов[11].
Предметы, похожие на виноградную гроздь, покрывающие грудь богини, традиционно принято интерпретировать как многочисленные сосцы, символизирующие плодовитость богини. Эта интерпретация идёт с поздней античности и привела к тому, что её стали называть Diana Efesia Multimammia и другими подобными эпитетами, типа Многогрудая, Полимастос (πο­λύμασ­τος)[12]. Однако соотнесение этих частей с грудями не встречается у античных языческих авторов, оно появляется только у христиан: впервые это отмечается в христианской литературе III—IV вв. н. э.[13].
С 1970-х годов эта интерпретация поставлена под сомнение. Рядом исследователей высказывалась точка зрения, что эти атрибуты возможно, вообще не являются анатомическими деталями, поскольку у них отсутствуют соски и, кроме того, они отличаются по цвету от «тела» богини[14]. Книббе и некоторыми другими исследователями[15][16]высказывалась альтернативная точка зрения, что эти детали могли быть украшениями, ритуально помещенными на первоначальной статуе (возможно, тестикулы жертвенных быков)[17], мутировавшими в поздних копиях в органично включенные в её облик элементы. Возможно также, что «груди» Артемиды Эфесской представляют собой изделия из янтаря в форме тыквы, эллиптические в поперечном сечении, с отверстиями для подвешивания. Они были обнаружены при археологических раскопках 1987—1988 гг. Эти предметы остались на том месте, где древнюю деревянную статую богини застало наводнение VIII века до н. э. Такая форма ювелирных изделий была разработана уже во время геометрического стиля[18][19].

Комментариев нет:

Отправить комментарий