Родоссцы заказали скульптору Харесу, ученику Лисиппа, статую в десять раз выше человеческого роста, то есть 18-метровую. Но затем жители города потребовали увеличить высоту статуи в два раза (до 32[1] или 36 метров), добавив к заплаченной сумме столько же. Но этой суммы не хватило, так как при увеличении высоты вдвое объём материала увеличивается в восемь раз. Поэтому Харесу пришлось одолжить колоссальные суммы денег у близких, родственников и друзей.
Харес трудился над созданием двенадцать лет. Итоговая статуя представляла собой стройного юношу-бога с лучистым венцом на голове. Он стоял на белом мраморном постаменте, слегка отклонившись назад, и напряжённо всматривался вдаль. Статуя могла стоять в порту прямо при входе в гавань Родоса, либо в отдалении от него. Статуя была изготовлена из глины, в основе её был каркас из камня и железа, а сверху она была покрыта бронзовыми листами. Для большей устойчивости статуи в качестве дополнительной опоры, возможно, использовались копьё или драпировки плаща. Судя по найденным на Родосе рельефным изображениям, голову Гелиоса увенчивал венец из лучей, а его рука была поднята ко лбу[1].
Для работы над изображением бога непосредственно на месте его установки Харес использовал оригинальный приём: с постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг неё; холм был впоследствии срыт.
После окончания строительства Харес был полностью разорён и окружён кредиторами, поэтому покончил жизнь самоубийством.
На изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно около 13 и около 7,8 тонн)[1]. Колосс породил и своего рода моду на гигантские статуи, на Родосе уже во II веке до н. э. было установлено около ста колоссальных скульптур.
Гибель статуи[править | править код]
Колосс простоял чуть более 50 лет[2][3][4], пока статую не разрушило Родосское землетрясение, которое произошло в 226 или 227 году до н. э.[3]. Египетский царь Птолемей III предложил оплатить восстановление статуи, однако дельфийский оракул запретил это делать, чтобы не разгневать бога Гелиоса. В результате родосцы в страхе перед божеством подчинились прорицанию и статуя осталась лежать на земле.
Как пишет Страбон, в его время «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Но и тогда Колосс вызывал удивление своими размерами. Плиний Старший упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи .
Обломки колосса находились на месте падения более восьми веков, пока, наконец, в 653 году арабы под предводительством полководца Муавии I не захватили Родос[1]. Новые хозяева острова продали обломки древней статуи еврейскому купцу из Эдессы, который, как рассказывается в одной из хроник Феофана Исповедника, расплавил их на месте и вывез, нагрузив бронзовыми слитками 900 верблюдов[5].
Возрождение Колосса Родосского[править | править код]
Античные авторы, писавшие о Колоссе (Страбон, Плиний Старший, Филон из Византия и др.), не упоминали о точном местоположении статуи в древности и не описывали подробно его внешний вид[1]. Многие изображения помещают её у входа в гавань Родоса, однако более достоверным выглядит её расположение внутри города или ближе к холмам, поскольку в гавани просто нет места для столь огромной статуи (это косвенно подтверждает история об искусственном холме вокруг статуи).
Формальное решение нью-йоркской статуи Свободы, построенной в 1886 году скульптором Фредериком Бартольди, основано на современных представлениях об облике Колосса[1].
В ноябре 2008 года было объявлено о намерении реконструировать статую в виде светотехнической инсталляции[6]. По словам руководителей проекта, конструкция должна была быть в несколько раз выше своего оригинала — от 60 до 100 метров. Бюджет проекта 200 миллионов евро, которые должны были быть выручены у международных спонсоров, а также из личных средств немецкого деятеля искусств Герта Хофа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий